Ассортимент моторных масел, предлагаемых сегодня владельцам транспортных средств, очень широк. Как правильно ориентироваться в этом обилии марок, классов, групп, чему отдать предпочтение?

Для ответа на поставленный вопрос нужно прежде всего сформулировать критерии, по которым осуществляется выбор. Главные из них три:

  • состав парка автомобилей, для которых выбирается масло;
  • условия эксплуатации (климатические, качество и вид применяемого топлива, состояние дорог);
  • соотношение между ценой масла и уровнем его эксплуатационных свойств.
На практике факторы, определяющие выбор моторного масла, могут встречаться в различных сочетаниях. Рассмотреть все многообразие возникающих ситуаций не представляется возможным. Однако анализ нескольких типичных случаев может дать полезные сведения для принятия правильных решений в конкретных ситуациях.

Парк автомобилей бывает однородным и смешанным. В однородном парке все автомобили или с бензиновыми двигателями, или с дизелями. Для такого парка лучше использовать специализированное масло. С целью упрощения складирования, исключения возможности ошибочного использования масел и получения скидок при покупке больших партий масла предпочтительно приобретать масло одной марки. Если в однородном парке есть автомобили разных лет выпуска или различных моделей, существенно разнящиеся по требованиям к уровню эксплуатационных свойств, рекомендованных к применению моторных масел, целесообразно применять во всем парке масло, предназначенное для наиболее требовательной модели. Например, в парке дизельных грузовиков есть по 50 % машин без турбонаддува, для смазывания которых применимы масла группы «Г2 (класс СС по API), и с турбонаддувом, где необходимы масла группы «Д» (класс СD по API). По приведенным выше соображениям целесообразно весь парк эксплуатировать на масле группы «Д» (класс СD). У него соотношение цены и уровня эксплуатационных свойств предпочтительнее. Безнаддувные дизели на масле группы «Д» будут работать безупречно и даже с увеличенным сроком смены масла, а дизели с наддувом на масле группы «Г2»- вскоре почувствуют себя хуже, даже если масло менять чаще, что обходится дороже и очень неудобно.

Специализированные масла, предназначенные для бензиновых двигателей или для дизелей, так оптимизированы по составу, что наилучшим образом соответствуют специфическим требованиям двигателей данного типа.

Универсальные масла, пригодные для смазывания и бензиновых двигателей, и дизелей, всегда разрабатываются на основе принятия компромиссных решений, поскольку эти масла должны отвечать большему числу противоречивых требований, чем специализированные масла. При наличии у владельца транспортных средств смешанного парка автомобилей преимущества универсального масла становятся преобладающими.

Универсальное масло для смешанного парка автомобилей должно непременно отвечать стандартам самой требовательной модели с бензиновым двигателем и самого требовательного дизельного автомобиля, конечно, если они представлены в парке существенной долей, а не в единственном числе. Для уникальных, дорогостоящих машин может быть сделано исключение, если для их эксплуатации рекомендованы моторные масла с особыми специфическими свойствами.

В отечественной классификации универсальные масла обозначаются буквами без цифрового индекса (М-8В, М-63/10В, М-5з/12Г и т. п.), а в зарубежной классификации АРI двойным обозначением классов в категориях «S» и «С» (SG/CD, SF/CC, SH/CE и т. п.).

В крупных автохозяйствах, где велика численность и дизельных и бензиновых автомобилей, целесообразно применение двух специализированных масел, например, группы «Г1» для бензиновых двигателей и группы «Г2» для безнаддувных дизелей. В этом случае очень важно контролировать использование моторных масел по назначению, исключить возможность заправки бензиновых двигателей дизельным маслом и наоборот.

Второй критерий – условия эксплуатации транспортных средств – может потребовать корректировки выбора моторного масла либо изменения регламента технических уходов (увеличения или уменьшения пробега до смены выбранного масла). Например, в некоторых регионах на нефтебазах и заправочных станциях регулярно можно получать дизельное топливо только с повышенным содержанием серы (более 0,5 %). Это фактор значительного ужесточения условий работы масла. При систематической работе на сернистом дизельном топливе, с целью предотвращения коррозионного износа двигателей, следует применять масла группы «Д» во всех двигателях или сокращать вдвое срок смены масел группы «Г2».

В бензиновых двигателях, переведенных на сжатый природный газ (метан) или сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан), процесс старения моторных масел существенно замедляется. Не происходит разжижение масла топливом. Газ сгорает более полно и поэтому в масло не попадают частички сажи или жидкие продукты неполного сгорания, ускоряющие окисление основы масла и срабатывание присадок. Обычные масла для бензиновых двигателей работают в двигателях, переведенных на газ, в 1,5-2 раза дольше. Это, однако, не означает, что в газовых двигателях можно применять масла с более низким уровнем эксплуатационных свойств, чем рекомендовано при работе на бензине. Недостаточное исходное содержание присадок в масле может привести к повышенному износу и другим негативным последствиям.

Состояние, профиль и загруженность дорог, на которых работают транспортные средства, существенно влияют на работоспособность моторных масел. Если состояние дорог и большие потоки транспорта значительно ограничивают скорость движения или автомобили постоянно совершают короткие рейсы, при которых двигатель не прогревается до оптимальной температуры масла и охлаждающей жидкости, если заторы и «пробки» вынуждают длительно работать в режиме холостого хода или малых нагрузок, необходимо сокращать пробег до смены масла. С одной стороны, в упомянутых условиях увеличивается фактическое время работы масла в двигателе за данный пробег автомобиля, с другой – такие «легкие» условия для моторного масла более вредны, чем езда по автострадам или благоустроенным шоссейным дорогам с максимально разрешенной скоростью.

Климатические условия эксплуатации автомобилей предопределяют выбор классов моторных масел по вязкости.

Возможны два варианта: круглогодичная работа на одном всесезонном масле или использование двух сезонных масел одной марки (летнего и зимнего). Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки, но большинство автомобилестроительных фирм и транспортных предприятий в последнее время отдают предпочтение всесезонным маслам. В таблице представлены главные преимущества и недостатки всесезонных и сезонных моторных масел, зная которые можно более обоснованно сделать выбор в каждой конкретной ситуации. Здесь речь идет об обычных всесезонных маслах, получаемых путем загущения маловязких минеральных масел макрополимерными присадками, а не о синтетических маслах.

В условиях умеренного климата для отечественных автомобилей с бензиновыми двигателями целесообразно применять всесезонные масла М-8В, М-5з/12Г1, М-6з/12Г1 или М-бз/10В. Масло М-8В может успешно применяться как зимнее дизельное в двигателях без наддува. Весьма эффективно универсальное всесезонное масло М-6з/ 10В.

Для отечественных дизельных автомобилей в тех же климатических зонах следует использовать масла М-8Г2к, М-8Г2у, М-8ДМ (зимние), М-10Г2к, М-10Г2у, М-10ДМ (летние) и М-6з/14ДМ – всесезонное. В южных регионах с жарким летом предпочтительны летние масла М-14Г2к и М-14ДМ, отличающиеся только большей вязкостью от масел М-10Г2к и М-10ДМ.

Третий критерий выбора моторных масел – соотношение между ценой и эксплуатационными свойствами – особенно рельефно проявляется, когда речь идет об эксплуатации транспортных средств в экстремальных условиях Крайнего Севера и регионах с резко континентальным климатом.

На Севере экономически оправдано использование маловязких полностью синтетических энергосберегающих всесезонных масел класса SАЕ ОW-ЗО. Они дороже импортных всесезонных масел на минеральной основе в 3-5 раз, но применение синтетических масел окупается значительной экономией топлива, большим сроком смены масла, уменьшением износа двигателей при холодном пуске и рядом других преимуществ, важных в труднодоступных удаленных местностях с минимальной температурой воздуха зимой ниже -40 «С.

При тех же зимних условиях, но жарком лете предпочтительны всесезонные синтетические масла классов SАЕ 5W-40 или SAЕ 5W-50. Как правило, это универсальные масла с очень широким диапазоном удовлетворяемых требований (классы API SG/CD, SH/CE), т. е. одним маслом может быть обеспечен смешанный парк автомобилей, включая новые модели, имеющие турбонаддув и промежуточное охлаждение воздуха.

Для автомобилей с двигателями европейских фирм предпочтительны масла, отвечающие требованиям европейской классификации АСЕА (прежде ССМС). Для американских автомобилей лучше использовать масла, сертифицированные по классификации API. Если парк автомобилей состоит из моделей одной фирмы, имеющей собственную спецификацию моторных масел, лу–чше выбрать масло, отвечающее требованиям новейшей фирменной спецификации, например, масло Мерседес-Бенц 228.3 для дизельных грузовиков этой фирмы, и масло МАН-QC13017 для грузовиков МАH, масло VDSII для грузовиков Вольво и т. п.

Стоимость моторного масла составляет менее 1 % прямых затрат на эксплуатацию автомобиля. По этой причине нельзя добиться большой экономии средств, приобретая дешевое масло. Потери могут быть очень велики. Ведь масло – кровь мотора.